Г Л А В Н А Я                     

                                                      ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕШКИ

Эта рубрика откроет нам дверь в прошлое, отметит этапы,

поставит вехи нашего  познания в истории Пива.

Начнем с самой седой древности.

 

ЕГИПЕТ

Египетским фараонам было издавна строго запрещено употребление выброженного вина, так как по учению жрецов оно было противно богам, между тем как вино первой выжимки было сильно распространено. Первым фараоном, кто нарушил эту заповедь, был Псаметих, произошло это в 7654 году до Рождества Христова (Р.Х.). То есть можно сказать, что это пока самый древний факт начала употребления выброженного продукта, ягод и зерна - вина и пива. Сохранившиеся фрески на памятниках Фивы изображают сцены из вакхических пиршеств египтян, где уже тогда женщины в потреблении крепких напитков нередко превосходили мужчин и от избытка потреблённого старались освободиться весьма неаппетитным способом, вызывали искусственную рвоту.

Известный египтолог Лаут возводит начало истории этой страны к 4125-му году до Рождества Христова и в одном из своих трудов сообщает о двух интересных папирусах  того времени. В одном из них учитель делает упрёк своему ученику, что он, мол, постоянно сидит в кабаке и пьёт хагу. В конце другого папируса заключается рассуждение о приготовлении пива на одном из заводов фараона. Много сведений можно почерпнуть из надгробных надписей и других памятников письменности, в которых говорится о хлебе, хлебном вине и других напитках, полученных из растений.

Вот цитата одного из мест:”Я ем хлеб из белого ячменя и пью пиво из красного. Я пью по вечерам цехоль”.

Уже из этого следует, что у египтян в то время существовало два сорта пива: “хага” и “цехоль”, о действии которых они отзывались как о “затемняющих рассудок”. Ну, а то, что дело было поставлено на достаточно широкую ногу, подтверждает факт существования книги Зосимы из Панаполиса с указаниями по пивоварению, по сути, учебник.

Хмель египтянам был незнаком, для улучшения вкуса пива они прибавляли разные ароматические снадобья, придавая ему резкость, терпкость и стойкость. Все древние народы, когда дело касалось приготовления пива, постоянно ссылались на опыт египтян. Уже тогда у них существовали пивоваренные заводы у истока Нила, возле Пелузиума, где и выпускалось широко известное Пелузианское пиво.

 

ЕВРЕИ

Находившиеся исключительно под египетским влиянием, евреи рано узнали ячменное вино, а с ним и пиво. Согласно святого писания, потребление пива евреям не только не возбранялось, но, напротив, даже рекомендовалось. Заповедь эта берёт начало с 2553 г. от Р.Х. Ощутимо приходилось евреям чувствовать неимение пива во время странствования их по пустыне, когда им строго предписывалось: “...чтобы вино и пиво вы не пили, дабы вы узнали, что я - Иегова, ваш Бог есмь”.

Ангел, явившийся Захарию, отцу Ионна Крестителя, так говорил о грядущем его сыне: “Ни вина, ни сикеры он не будет употреблять”.

Под наименованием “сикеры” евреи подразумевали вообще всякий опьяняющий напиток, был ли он приготовлен из хлебных злаков, яблочного ли сока, мёда или пальмовых фруктов, разнообразие и выбор, как можно заключить, были достаточными. Так, например, у них было двойное пиво, “доппельбир”, которое имело свойство прогонять лихорадку.

Ещё в притчах Соломона говорится: “Давайте пиво удручённым печалью и вино упавшим духом; да выпьют они и забудут своё горе”.

 

ГРЕКИ

У греков лишь рабы приготовляли напитки для собственного употребления. Изворотливая натура грека, так щедро наделённая природой к коммерческой деятельности, не могла сосредоточиться на повседневных хлопотах по какому-нибудь специальному производству. Отсюда и презрительное отношение не только к потреблению, но и к приготовлению пива.

Ещё в 322 г до Р.Х., Аристотель упоминал в своих сочинениях о “пиноне”, ячменном напитке, от которого: “...употребивший его в большом количестве, падает не во все стороны, но, или вперёд, или назад”.

 Плутарх в жизнеописании Камилла говорил: ”Когда галлы за 390 л до Р.Х. попробовали привезённый им из Италии напиток, то он так им понравился, что они отправились за Альпы, где возделывали растение, из которого он приготовляется.

Ксенофонт рассказывает: ”Греки в одной деревне, в западной Армении нашли пшеницу, ячмень, бобы и ячменное пиво в больших кувшинах, где плавали ячменные зёрна. Для того, чтобы пить, нужно было вынуть зёрна или же сосать пиво через соломинку. Оно было очень крепко и хмельно, если его не разбавляли водой. К нему быстро привыкали, и оно казалось всем очень вкусным”.

 

РИМЛЯНЕ

Они также с презрением относились к пивоваренной промышленности, зато высоко ставили земледелие, врачебное искусство и зодчество. О ремесленниках они говорили, что, мол, в мастерской никогда не сделаешься знатным. Зато о земледелии уважительно: ”...Из всех приобретений ничто не может быть лучше, приятнее, ничто не может так отвечать требованиям свободного и порядочного человека, как земельная собственность и её благоустройство”. (Цицерон).

Плиний рассказывает, что пиво приготовляли различными способами, и существовало одно, имеющее более опьяняющее свойство, чем вино. Поэтому он называет пиво отвратительным напитком и горько жалуется на его приготовление, как будто благодетельная природа не могла создать ячменя для лучшего его употребления людьми. В религиозных установках того времени стоит чёткая формулировка: ”Кто принимает в дар церкви вино, должен смотреть, чтобы в сосудах не было “цитоса” (пива), который в некоторых странах приготовляют из пшеницы, ячменя и хлеба”.

Император Юлиан по этому же поводу писал: “Кто ты? Ты не истинный Бахус, от сына Юпитера пахнет нектаром, от тебя же несёт,  как от быка”. Хотя женская часть пиво уважала как косметическое средство, мазали лицо пеной, для придания ему ещё более нежного цвета.

 

ИСПАНИЯ

Здесь, уже в глубокой древности между иберийскими племенами было распространено потребление пива, причём им был даже хорошо знаком секрет длительного предохранения его от порчи. По Плинию, этот напиток  иберийцы называли “коелия” или “керея”.

Виктор Ген в одном из своих исследований утверждает, что пиво было как в Африке, так и в Испании, самым излюбленным напитком, и приготовление его в принципе ничем не отличалось от современного. Плиний, характеризуя Испанию, прямо относит пивоварение к выдающейся стороне местного производства.

Страбон говорит, что вино в Испании было редкостью, а Полибий сообщает об одном иберийском царе, который подражал в своей дворцовой обстановке феокскому царю. Так в середине здания у него стояли серебрянные и золотые сосуды, наполненные ячменным напитком. Воинственные нумантинцы воодушевляли себя перед битвою употреблением ячменного напитка.

 

СКАНДИНАВИЯ

По сказаниям Питеаса Марсельского, посетившего эту страну в 340 г. до Р.Х., он уже видел там изготовление пива. Об этом упоминается и в древнескандинавских памятниках письменности. Виргилий рассказывает о выброженных напитках, употребляемых скифами, то есть народами севера, вообще вместо вина.

К прочим народам, искони употреблявшим пиво, можно отнести фригийцев и фракийцев, принадлежащих уже к индо-европейскому племени. Уже Архилох за 700 лет до Р.Х. повествует об ихнем “Брайтоне”, что приготовлялся из ячменя и пряного растения коницы.

 

ГЕРМАНИЯ

Древние германцы по мере развития у них земледелия также весьма пристрастились к изготовлению и потреблению ячменного напитка. Открытие пивоварения германцы приписывали легендарному царю Гамбринусу, сыну германского царя Марзи, основателю городов Камбрэ и Гамбурга,  жившего 1730 лет до Р.Х.

Тацит уже знает кельпийское наименование пива, по-германски “Bier”, он говорит, что напитки они приготовляют для себя из ячменя или из пшеницы, каковые весьма похожи на вино. Ещё он говорит, что германцы геройски могли переносить голод, мороз и жару - все невзгоды, кроме жажды. Что они отличались перед всеми прочими народами чистотою семейной жизни и имели лишь один недостаток - чрезмерное пристрастие к пиву, граничащее с пьянством.

Этот признак подтверждает другой летописец - Аппиан. Он рассказывает, что германские когорты в войске Цезаря, в битве при Ферсале, не выдержали натиска воинов Помпея, потому что перед тем они сильно предавались пьянству.

Также и Геродот повествует, что древние германцы в свободное время любили предаваться потреблению напитка из ячменя и дубовых листьев. Перед битвой напиток этот служил, как хорошее подкрепляющее и возбуждающее средство.

Впоследствии, делом усовершенствования пивоварения энергично занялись монахи, монастыри старались превзойти один другого хорошим качеством пива.

Надо ли говорить, что Германия оказалась наиболее последовательной и преданной пиву, который и по сей день считается там национальным напитком. По душевому расходу только в этом столетии немцы были неизменно первыми, выпивая ежегодно до 250 литров на человека.