Г Л А В Н А Я

       ТОСТЫ на основе ОДЫ

Сразу оговорюсь, что для народного тостотворчества Ода пригодна значительно меньше той же Притчи, Частушки, ее высокопарность предполагает определенную "вельможную" аудиторию, обильную фальшь сладкословия, парики-реверансы... это не по мне. Но жанр из "тяжеловесов", познакомиться с ним стоит. 

ОДА — поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью. Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение.

В римской литературе наиболее известны оды Горация, со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI-XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле,  ориентирующиеся на античные образцы.

На мой взгляд, по своей конструкции ода – совершеннейший тост, высшая его форма, где все силы автора, высоты профессионализма мобилизованы на восславление того или иного действа, явления, высокого лица. Приводя примеры, я даже не стал делать попытки продлевать высказанную мысль своими нюансами в тосте. Примеры эти даны только для знакомства с технологией. Вооружась ею, можно только сочинять свои Тосты в стиле оды. Что я и сделал при комплектовании написанных и ждущих издания книг.

 В России традиции оды начал развивать Г.Р.Державин. Главным объектом его поэзии является человек, как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место

и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:

«Я связь миров повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь — я раб — я червь — я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе произошел? — безвестен:

А сам собой я быть не мог…». (Ода «Бог», 1784 г.)

 Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова:

«Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат…».

 

Перед своей смертью Державин начинает писать оду

"РУИНА ЧТИ", от которой до нас дошло только начало:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы!

 

Широкое распространение получила ода и в других странах.

В качестве добротного примера я предлагаю познакомиться тебе,

Народ, с одной из од Фридриха Шиллера:

"ОДА  К  РАДОСТИ"

Ода, написанная в 1785 году для дрезденской масонской ложи.

Ода была изменена в 1793-м и положена на музыку Бетховеном.

Музыка вошла в состав знаменитой 9-й симфонии, а в 1972 году

 была принята в качестве официального гимна Европейского союза.

(Русский перевод И. Миримского).

Шедевр этот, по сути, набор тостов, каждый из которых состоит из куплета и припева-резюме, исполняемого хором.

 

«Радость, пламя неземное,

Райский дух, слетевший к нам,

Опьяненные тобою,

Мы вошли в твой светлый храм.

Ты сближаешь без усилья

Всех разрозненных враждой,

Там, где ты раскинешь крылья,

Люди — братья меж собой.

Хор:

Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

Там, над звёздною страной, -

Бог, в любви пресуществлённый!

 

Кто сберёг в житейской вьюге

Дружбу друга своего,

Верен был своей подруге, -

Влейся в наше торжество!

Кто презрел в земной юдоли

Теплоту душевных уз,

Тот в слезах, по доброй воле,

Пусть покинет наш союз!

Хор:

Всё, что в мире обитает,

Вечной дружбе присягай!

Путь её в надзвездный край,

Где Неведомый витает.

 

Мать-природа всё живое

Соком радости поит,

Всем даёт своей рукою

Долю счастья без обид.

Нам лозу и взор любимой,

Друга верного в бою,

Видеть Бога херувиму,

Сладострастие червю.

Хор:

Ниц простерлись вы в смиренье?

Мир! Ты видишь Божество?

Выше звёзд ищи Его;

В небесах Его селенья.

 

Радость двигает колёса

Вечных мировых часов.

Свет рождает из хаоса,

Плод рождает из цветов.

С мировым круговоротом

Состязаясь в быстроте,

Видит солнца в звездочётам

Недоступной высоте.

Хор:

Как светила по орбите,

Как герой на смертный бой,

Братья, в путь идите свой,

Смело, с радостью идите!

 

С ней мудрец читает сферы,

Пишет правды письмена,

На крутых высотах веры

Страстотерпца ждёт она.

Там парят её знамёна

Средь сияющих светил,

Здесь стоит она склонённой

У разверзшихся могил.

Хор:

Выше огненных созвездий,

Братья, есть блаженный мир,

Претерпи, кто слаб и сир, -

Там награда и возмездье!

 

Не нужны богам рыданья!

Будем равны им в одном:

К общей чаше ликованья

Всех скорбящих созовём.

Прочь и распри и угрозы!

Не считай врагу обид!

Пусть его не душат слёзы

И печаль не тяготит.

Хор:

В пламя, книга долговая!

Мир и радость — путь из тьмы.

Братья, как судили мы,

Судит Бог в надзвёздном крае.

 

Радость льётся по бокалам,

Золотая кровь лозы,

Дарит кротость каннибалам,

Робким силу в час грозы.

Братья, встаньте, — пусть, играя,

Брызжет пена выше звёзд!

Выше, чаша круговая!

Духу света этот тост!

Хор:

Вознесём Ему хваленья

С хором ангелов и звёзд.

Духу света этот тост!

Ввысь, в надзвездные селенья!

 

Стойкость в муке нестерпимой,

Помощь тем, кто угнетён,

Сила клятвы нерушимой -

Вот священный наш закон!

Гордость пред лицом тирана

(Пусть то жизни стоит нам),

Смерть служителям обмана,

Слава праведным делам!

Хор:

Братья, в тесный круг сомкнитесь

И над чашею с вином

Слово соблюдать во всём

Звёздным Судиёй клянитесь!

   

 

Ж А Н Р Ы

для Тоста

А Ф О Р И З М Ы

А Н Е К Д О Т Ы

П  Р  И  Т  Ч  И

М И Н И А Т Ю Р Ы

Р  У  Б  А  И 

Омара Хайяма

С  Т  И  Х  И 

Мирза Шафи

Л А К О М И З М Ы

Мини Хаузина

Б  А  С  Н  И

Ч А С Т У Ш К И

Б  А  Й  К  И

С О Н Е Т Ы

П О С Л О В И Ц Ы

С  К  А  З  К  И

Э П И Г Р А М М Ы

Э П И Т А Ф И И

Н О В Е Л Л Ы

О   Д   Ы

Э   С   С   Е

Л Е Г Е Н Д Ы

П О Ж Е Л А Н И Я

Ф О Т К И - ТОСТЫ

П  Р  О  Ч  И  Е

В А Р И А Н Т Ы:

МИФЫ

МАДРИГАЛЫ

БЫЛИНЫ

САГИ

ГИМНЫ

ОЧЕРКИ

ИНТЕРВЬЮ

РЕПОРТАЖИ

Э К З О Т И Ч Е С К И Е

 Т О С Т Ы

1.Декламаторские

2.Певчие

3.Танцевальные

4.Изобразительные

5.Магические

6.Технические

7.Мимические

8.Пантонимические

9.Органолептические

10.Спиритические

11.Гороскопические

12.Сценические

13.Экранные

14.Символические

(памятники, бюсты)

15.Музыкальные,

типа «Угадай мелодию»

16.Зоологические

17.Цирковые