Г Л А В Н А Я    

ТОСТЫ НА ОСНОВЕ ПОСЛОВИЦ   

ПОСЛОВИЦА - малая форма народного поэтического творчества,

облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание.

Говорить о Пословице я могу бесконечно, это настоящие жемчужины Слова, взращенные на необъятной ниве фольклора, их никому никогда не превзойти, потому что творец здесь – Народ, его уникальный язык, и какой язык – ру-у-усский! - инструмент общения совершенствующийся ежечасно, инструмент живой и саморазвивающийся по своим совершенным законам. Искать, находить, смаковать это Совершенство – высшая форма творчества. Да-да, я не оговорился, именно Творчества, где соприкосновение с уникальной находкой, понятие уровня ее неповторимости, мощно подвигает у вас для развития ваши творческие начала, будит вас, острит ваше зрение и слух, обоняние на поиск дальнейших жемчужин и создание из них шедевра. Меткость многих русских пословиц – эталон предела человеческих возможностей, лучше уже никогда не скажешь.

 Легко заметить, что многие пословицы Тост так и диктуют. Читая тематические разделы в некоторых сборниках, легко заметить, что ряд пословиц можно смело объединять в общий блок, который читается на одном дыхании тем же великолепным Тостом. Я, к примеру, с удовольствием использую такие блоки для превращения их в эпиграфы к главам своих повестей-романов.

 

Возьму для наглядности вещицу свою самую короткую из ЧИТАЛКИ –

«Открытый урок», предтечу романа «БУРСИТЕТ».

 

 Глава первая, «Уволюсь!»,

на стержень темы безисходности измученного бурсаками преподавателя

так и нанизалось несколько великолепных пословиц:

«Смирная овца - волку корысть.

На хороших вожжах и лошадь умна.

Крепка артель атаманом.

Норов не боров, откормить трудно.

Смирного волка и телята лижут».

 

Глава вторая, «Зловещая суббота»,

где безисходность аппелирует к возможному состраданию:

«Знай службу: плюй в ружьё, да не мочи дула.

Мир в суетах, человек во грехах.

Сердце без тайности - пустая грамота.

В лесу не без зверя, в людях не без лиха».

 

 Глава третья,  «Снова травля»,

на топор безисходности легла рука палача:

«Рысь сверху пестра, человек изнутри лукав.

Бей тех, кто плачет, жури, кто слушает.

Не боюсь богатых гроз, убоюсь убогих слёз».

 

 Глава четвертая, «Сердечный приступ. Месть сыновей»,

удар палача и неожиданное возмездие:

«Первый дар на роду, коли нет в глазах стыду.

Рожа гожа, да душонка не пригожа.

Злая совесть палача стоит.

Раз слова не боится - плеть бесполезна».

 

Такое вот использование емких строчек-кирпичиков для построения более объемного и внушительного блока, что применительно к созданию Тоста просто бесподобно.

 

Или другое упражнение.

Возьмем-ка с тобой, Народ, локальную небольшую

подборку пословиц о ПИВЕ:

«За чужим пивом свой солод не хвали.

Брюхом пива не запасёшь.

Азбука латыни не пиво в братине.

Не хвали пива в сусле, а ржи в озими.

Пиво добро, да мало ведро.

Пиво не пшеничка - прольёшь, не поклюёшь.

Пиво вместе, а хлеб-соль пополам.

Пивом и жажда прекрасна.

Пиво пить да плясать - это вам не лён чесать.

Пиво пьют - поговаривают, город городят - поколачивают.

Приходи в гости ко мне - у соседа пиво знатное.

Пьёт пиво да мёд, и ничто его неймёт.

Сварить бы пиво, да куры с блюдечка ячмень расклевали.

Эх, сказал бы я словцо, да уж выпито пивцо.

Сколько пива, столько и песен.

Чьё пивцо, того и заздравьице».

 

Соблазнов здесь предостаточно, меня же, к примеру, навскидку, вдохновила подчеркнутая мною парочка, а в арматуру Тоста я пустил другую общеизвестную пословицу – «Делу - время, потехе – час», чуток переделанную. Получилась следующая поделка:

«Пиво пить да плясать - это вам не лён чесать.

Пиво пьют - поговаривают, город городят – поколачивают».

ТАК ВЫПЬЕМ ЗА ДЕЛО С ТЕМ,

КОМУ И ЧАС ПОТЕХИ НЕ ПОМЕХА!

 

А сколько осталось аппетитненького, вай-вай-вай:

«Азбука латыни не пиво в братине.

Пиво не пшеничка - прольёшь, не поклюёшь.

Не хвали пива в сусле, а ржи в озими.

Пиво добро, да мало ведро…».

Ой, понесло родимого! Ну да ладно, разгуляемся на страницах книжки, хотя, что есть усилия субъекта, так ковырну чуток целину необъятную. Приобщайся, Народ, не пожалеешь!

 
   

Ж А Н Р Ы

для Тоста

А Ф О Р И З М Ы

А Н Е К Д О Т Ы

П  Р  И  Т  Ч  И

М И Н И А Т Ю Р Ы

Р  У  Б  А  И 

Омара Хайяма

С  Т  И  Х  И 

Мирза Шафи

Л А К О М И З М Ы

Мини Хаузина

Б  А  С  Н  И

Ч А С Т У Ш К И

Б  А  Й  К  И

С О Н Е Т Ы

П О С Л О В И Ц Ы

С  К  А  З  К  И

Э П И Г Р А М М Ы

Э П И Т А Ф И И

Н О В Е Л Л Ы

О   Д   Ы

Э   С   С   Е

Л Е Г Е Н Д Ы

П О Ж Е Л А Н И Я

Ф О Т К И - ТОСТЫ

П  Р  О  Ч  И  Е

В А Р И А Н Т Ы:

МИФЫ

МАДРИГАЛЫ

БЫЛИНЫ

САГИ

ГИМНЫ

ОЧЕРКИ

ИНТЕРВЬЮ

РЕПОРТАЖИ

Э К З О Т И Ч Е С К И Е

 Т О С Т Ы

1.Декламаторские

2.Певчие

3.Танцевальные

4.Изобразительные

5.Магические

6.Технические

7.Мимические

8.Пантонимические

9.Органолептические

10.Спиритические

11.Гороскопические

12.Сценические

13.Экранные

14.Символические

(памятники, бюсты)

15.Музыкальные,

типа «Угадай мелодию»

16.Зоологические

17.Цирковые